?

Log in

No account? Create an account

Другое настоящее

Записки несостоявшегося историка


Previous Entry Поделиться Next Entry

Дуб из Княжьего Лога

Наткнулся вот на такую легенду. Всю информация ,что нашел - примерный пересказ этой статьи.
Больше никаких подробностей и источников.
А было бы интересно покопаться.





В мордовских лесах на Алатырь-реке есть древнее урочище Княжий лог – местные его знают. И стоит там аж с XIV века огромный дуб, который издавна прозвали Сатанинским. Не зря так прозвали: долгая, страшная и непонятная история у него. Расскажем о нем то, что известно из летописей, легенд, исторических трудов.

Не станем вдаваться в историю княжеских междуусобиц на Руси в далеком XIV столетии, скажем главное. В упорной борьбе великокняжеский ярлык на московский престол получил малолетний Дмитрий, позднее получивший лрозвище Донской, а по соседству в Нижегородско-Суздальском княжестве правили князья из рода Константиновичей, Было их трое, но в нашем рассказе фигурирует лишь средний из братьев – Дмитрий.

Осенней порой 1374 года на Алатырь-реку пришла дружина княжича Ивана Дмитриевича, преследуя мордовское войско. Так далеко нижегородское войско прежде не заходило. Мордовцев частью побили, частью рассеяли, а в память о победе, как бы говоря: «здесь русские были», княжич посадил дубок.в том самом месте, которое потом прозвали Княжьим логом. С этого времени и начинается долгая и богатая событиями история Сатанинского дуба.

То ли мордовские колдуны заговор на смерть сделали в отместку за поражение, то ли такова была судьба у Ивана Дмитриевича, но стал он первой жертвой Сатанинского дуба. Дело обстояло так: в 1377 году на Нижний Новгород двинулся ордой татарский царевич Арапша, шедший с берегов Лика и Аральского моря. Князь Дмитрий послал ему навстречу сильное войско под предводительством сына Ивана. Русская дружина встала на реке Пьяна и беспечно проводила время: воевода получил весть, что Арапша еще далече – где-то в районе Донца.

Стояла июльская жара – доспехи были свалены на телеги либо вовсе запакованы во вьюки, оружие тоже не было приготовлено к бою. Княжич, воевода и бояре предавались охотничьим забавам. Правда, скоро стали приходить тревожные донесения, но на них не обращали внимания. «Кто может встать против нас?» – говорили русичи и стали ездить в простом платье. Кроме того, в войске началось повальное пьянство.

А мордовские князьки, знавшие в своих землях все тайные тропы, скрытно подвели татар к становищу русской дружины. Второго августа был нанесен внезапный и сокрушительный удар. Русские оказались совершенно не готовы к сопротивлению и в ужасе бежали через Пьяну. Во время переправы княжич Иван со множеством бояр и простых ратников утонули, другие были безжалостно перебиты татарами и союзными мордовцами.

И опять, в который раз, ворвались конники Мамаевой орды в Нижегородскую землю. Знали, что нет князя Дмитрия Константиновича в Нижнем, а без него никто не окажет должного отпора. Горожане на лодках, стругах – на всем, что стояло на привязи у пристаней, – кинулись к другому берегу Волги и оттуда наблюдали за муравьиным мельтешением грабежа, за жестоким разорением и пожаром. Развеялся наконец дым. Ордынцев тоже как ветром сдуло.

Надеясь, что после такого поражения Нижегородское княжество о'сталось без защиты, и мордва захотела попытать счастья – приплыла и стала грабить все, что осталось после татар, потом отправилась восвояси. Но русская дружина настигла ее у Пьяны и разгромила жестоко. А чтобы неповадно было, к зиме собрали князья сильное войско, которое вошло в Мордовскую землю и «сотворило ее пусту», по выражению летописца.

Дуб, как известно, по своей природе дерево доброе – к нему люди идут, чтобы набраться силушки и энергии. Однако с саженцем княжича Ивана, очевидно, с самого начала что-то пошло не так. Еще молодым деревцем впитал он в себя энергию предсмертного страха и боли побитых мордовцев, жестокую радость победителей. Возможно, это и изменило его энергетику на отрицательную. Как жило дерево в XV веке, неведомо, зато хорошо известно, что творилось под его сенью в XVI.

Интересовавшийся его историей исследователь Андрей Низовский пишет: «Дуб Княжьего лога был популярным в середине XVI столетия. Оценив его раскидистые и прочные ветви, дуб использовали в качестве готовой виселицы. Эта практика закрепилась и в эпоху казанского взятия (покорения Казанского ханства в 1552 году. – Ред.), когда на дубе Княжьего лога, по преданию, повесили двух пленных татарских „волшебников“, и в опричные времена, и во времена Смуты, когда в одночасье на ветвях дуба враз закачались тела пятнадцати разбойников… Тела висельников закапывали тут же, в ямах, – по обычаю, повешенные не имели права быть похороненными на освященной земле».

И в XVII веке дуб использовали по «разбойным делам». Не забыли о нем и в годы восстания Степана Разина (1670-1671): сначала повстанцы вздергивали дворян, а потом знать «украшала» его полоненной голытьбой.

Можно сказать, что дубу из Княжьего лога не повезло: кроме смерти, он ничего за свою историю не видел. Под корнями его гнили останки разноплеменных висельников, на ветвях раскачивались смердящие «елочные игрушки».

А вскоре пришло время и той истории, благодаря которой дерево получило свое мрачное прозвище Сатанинский дуб.

Дело колдовское, непонятное

«Крестьяне боярина Никиты Ивановича Одоевского, – пишет Низовский, – подали челобитную, в которой приносили многие свои жалобы на 21-летнюю ведьму, девку Агафью Кожевникову, которая вступила в связь с сатаной и бессчетным сонмом других демонов. Занимаясь ведовством, Агафья насылала порчи, „приставляла килы“, то есть грыжи, и творила множество других злых дел. Для общения с духами Агафья изготовляла специальные магические снадобья, что позволяло ей летать на метле, превращаться в кошку и делать многое другое. Понятно, что только за одно за это она не могла не заслуживать смертной казни».

Агафья была схвачена и предстала перед следственной комиссией. На допросах девку, как было принято, жестоко пытали, требуя в подробностях рассказать о ее отношениях с адскими силами. Постарались, видно, на славу, потому что Агафья вину свою признала и назвала людей, на которых навела порчу или которым сделала заговор на смерть. В ходе пыток молодая женщина не раз впадала в транс, что было расценено как явное доказательство одержимости обвиняемой.

Конкретные обвинения сводились к тому, что Агафья, например, дала Кленке – брату дьячка Шишка – питье от лихорадки, а он, вместо того чтобы выздороветь, взял да и помер. Выборного крестьянина Степашку Шахова ведьма извела «дурман-репейником» за то, что запретил ей жить с любовником Федором Севериным, речь о котором пойдет ниже. Поп Данила показал на следствии, что, подозревая некоего крестьянина Василия в краже у нее серпа, Агафья пообещала сделать его таким же черным, как потолок в избе, и согнуть, как серп. После той «Агашкиной похвалки» Василий три года сох и болел, а потом и вовсе помер. Еще одному мужику ведьма пообещала, что, придя домой, не узнает он ни жены своей, ни детей. Так оно и вышло, поскольку крестьянин, войдя в свою избу, внезапно ослеп. Были в списке главы комиссии, стольника Григория Хитрово, и другие лица, которых Агашка якобы извела колдовством насмерть.

Надо признать, что подобных дел в те времена велось по России немало. Но в истории Агафьи Кожевниковой есть одно обстоятельство, придающее ей совсем иной колорит. Дело в том, что была Агафья любовницей приказного человека князя Одоевского Федьки Северина, о котором уже упоминалось. И сама колдунья была не старой каргой, не жабьей мордой, а весьма красивой девицей.

Но и красавиц, как известно, бросают. Какое-то время все у Агафьи с Федором шло прекрасно. Но вот начала замечать Кожевникова, что возлюбленный стал охладевать к ней. Недолго думала, как поступить, – профессия подсказала – и решила приворожить его к себе. Зазвала в гости, отдалась Федору и кое-чего добавила в зелено вино, чтобы любезный поскорее уснул. Как только он захрапел, Агашка взяла его сперму и подмешала в кислые щи, которыми собиралась угощать Федора назавтра. Сама прижалась белым телом к любимому и тоже заснула, представляя, как восхочет он ее после колдовского угощения, как в любви будет ей клясться.

Федор с утра опохмелился, щей с охотцей поел, дело свое мужское свершил и отправился княжью службу служить. Агашка с нетерпением ждала, когда ее колдовство силу свою покажет. Однако Федор не только не воспылал к ней страстью неземной, наоборот – еще больше охладевать стал. Испробовала Кожевникова все известные ей «присушки» – хлеб давала, кровью своей менструальной смоченный, тоже не помогло. Тогда взялась за коренья да травы с наговорами. А Федор, хоть ты тресни, все реже и реже в постели ее согревал. Потом и вовсе признался: прости, мол, разлюбил. Уж этого Агафья ему простить никак не могла – сделала бывшему полюбовнику «нестоячку», для чего «лила сквозь пробой воду с приговором» и «совершала обряд с нитью мертвого человека» (так в следственных документах сказано). Федор жестоко болел ото всей этой отравы, но могучая природа взяла свое – одолел он Агашкино колдовство. А вскоре женился. Вот и причина сыскалась Агафьиных слез: другую полюбил.

Тогда ведьма решила идти до конца: вздумала уморить Федора насмерть. Для этого ходила ночью на погост, брала землицу с могилы и давала Федору пить с водой после наговора: «Как мертвый не встает, так бы ты, Федор, не вставал; как у того мертвого тело пропало, так бы и ты, Федор, пропал бы навеки».

И добилась-таки своего – свела молодца в могилу. А радость-то какая? Месть радости не приносит.

И взыграла черная сила

Долго и обстоятельно вел дело стольник Григорий. В итоге крестьянка Агафья Савина Кожевникова была признана в ведовстве и порче людей. Вынесен ей был такой царский приговор: «И ты б женке Агафьице, дав отца духовного, велел причастить святых Божьих тайн, велел бы ее вывести на площадь и, сказав ее вину и богомерзкое дело, велел бы ее на площади в струбе, оболокши соломою, сжечь».

Казнь была назначена на 17 сентября 1679 года. Дожди тем жарким летом были редки, и вокруг стояла небывалая сушь, так что никаких проблем с сожжением ведьмы не предвиделось. Однако, как повели Агашку на площадь, откуда-то взялся свежий ветер, небо стали заволакивать облака. Когда же возвели ведьму на костер, ветер еще больше крепчать стал, задувая клочья пакли, которыми палачи пытались разжечь солому. Но вот пламя все же занялось, и тут неожиданно хлынул ливень, вмиг загасивший костер. Царские слуги, священники и простой люд были напуганы неожиданным буйством стихии, восприняв его как знак того, что сатанинские силы вознамерились защитить свою прислужницу. Казнь решили перенести на следующий день. Но и назавтра все повторилось, как накануне. И на третий день тоже.

«Вам никогда не удастся сжечь мое тело!» – кричала Агафья, изрыгая богомерзкую хулу и проклятия на осудивших ее на смерть.

Тогда кто-то и вспомнил о дубе Княжьего лога. Была выбрана ветка потолще, палач накинул ведьме петлю на шею, и… ветвь переломилась. Выискали самый толстенный сук, перекинули веревку, палач выбил из-под ног живучей колдуньи скамейку… и снова неудача – на этот раз веревка порвалась, только с третьей попытки удалось повесить богомерзкую бабу.

Низовский пишет: «Как свидетельствуют документы, все участники суда, приговорившие Агафью к смертной казни, и исполнители казни в течение последующих лет умерли или насильственной смертью, или в результате необъяснимых происшествий. Ведьма прокляла и их перворожденных сыновей – из них никто не умер от старости и в своей постели. Большинство из них погибли в молодом возрасте и, как правило, при самых ужасных обстоятельствах».

Ведьма Агашка была последней, кого вздернули на дубе, – ни одна другая казнь не удалась: ломались сучья, рвались веревки или происходили другие странные дела.

Почти сотню лет пребывал дуб в забвении, как вдруг в начале прошлого века снова напомнил о себе. Выяснилось вдруг, что под ним проходят сборища тайной сатанинской секты, вершатся страшные обряды. Уездные власти решили: дерево срубить, а корни выкорчевать, чтобы даже памяти не осталось о Сатанинском дубе. Однако ничего у них не вышло. Как только приступили к работе, обломился толстенный сук и задавил насмерть двух человек. Тут же все вспомнили и Агафью, и то, как шесть раз (!) пытались казнить ее, и странные смерти судей и их потомков. Тогда власти решили пойти на хитрость – пригласить рабочих из другого уезда, где об этой истории не слыхали. Да снова незадача: кони ни с того ни с сего понесли, телега с пильщиками опрокинулась на крутом спуске и возница сломал себе шею.

С тех пор Сатанинский дуб оставили в покое. Какие черные секты молились подле него, какие бесовские силы гуляли – никто не знает. Только в начале 90-х уже XX века экстрасенсы «раскопали» историю Сатанинского дуба. Не известно, на сколько это соответствует истине, но в кругах, занимающихся изучением аномальных явлений, говорят, что в 1992-м посетил Княжий лог один знаменитый московский экстрасенс и, якобы впав в транс, пообщался с грешной душой Агафьи Кожевниковой, поведавшей ему, что после казни душа ее заключена в этом древнем дубе. И будет обитать в нем, пока дерево не засохнет. Ну а потом…

Что она сделает потом, Агафья сообщить не захотела…


  • 1
a_petrowitch 24 февраля, 2014
суздальские Константиновичи - Медичи русской истории. А про ведьму читал впервые. Откуда источник?

ryadovoi_shnur 24 февраля, 2014
источник нелепый, но других не нашел

a_petrowitch 24 февраля, 2014
а что именно за источник-то? книга? публикация? Дуб любопытный - я б глянул. Сам смотрел?

ryadovoi_shnur 24 февраля, 2014
Да дело в том, что этот текст с незначительными изменениями висит на нескольких подозрительных ресурсах типа "Неизведанное и мистика".

Никаких ссылок на источники никто не приводит.

И где дуб этот находится никто не указывает.

maxim_ryzhov 25 февраля, 2014
А где именно на реке Алатырь? И какие местные должны знать? В смысле какое село/деревня там поблизости находиться?

ryadovoi_shnur 25 февраля, 2014
Это очень хорошие вопросы, ответа на которые я так и не нашел в интернете.

Я писал в комментариях, откуда выкопал эту легенду.
Вот и выложил в таком виде - думал, может кто-то знает еще что-нибудь.

maxim_ryzhov 25 февраля, 2014
Если отбросить в сторону всякие сказки, то этот дуб может не на нашей, а на Чувашской или Нижегородской земле. Других географических привязок, кроме как к р. Алатырю, в данной истории нет. Второй момент. Если дуб растет со времен царя Гороха, то он должен был внесен в реестр природных памятников природы. Но к сожалению, мне не удалось найти такой информации. В Мордовии, в этом плане хорошо засветился так называемый Священный дуб Мордвы, который находится в Б.Березниковском р-не (окр. с. Симкино) (http://rosdrevo.ru/index.php?option=com_adsmanager&page=show_ad&adid=47&catid=1&Itemid=85).

Хотя, если подумать, то можно сделать интересные выводы. Алатырь является притоком Суры, Священный дуб растет на берегу Суры... Мысль улавливаете? Не могли сказители древней истории перепутать названия рек или же они просто в то время назывались как-нибудь по другому. Но это если тянуть одеяло в свою сторону, т.е. если считать. что дуб растет именно у нас в Мордовии :) Хотя, такие старые дубы, есть в каждой области, где протекает Алатырь.
Нижегородская - http://rosdrevo.ru/index.php?option=com_adsmanager&page=show_ad&adid=9&catid=1&Itemid=85 (далековато растет от реки, примерно также как с. Симкино от г. Алатырь)
Чувашия - http://rosdrevo.ru/index.php?option=com_adsmanager&page=show_ad&adid=84&catid=1&Itemid=85 (не смог найти, где именно он растет)

ryadovoi_shnur 25 февраля, 2014
В окрестностях д. Симкино я бывал: http://ryadovoi-shnur.livejournal.com/16390.html
Там даже три дуба ,но два совсем мертвые.

Но у тех деревьев позитивная репутация: лечат, помогают родить или зачать.

Вполне возможно что дуба такого нет или он не в Мордовии.
Интересно докопаться.

mamlas 28 февраля, 2014
На сайте Алатыря висит без обиняков
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=56&id=15447

Может у этого Потапова и спросить? Хотя, он тоже на летописи ссылается ("Сам я в тех местах не бывал, потому расскажу все, как в летописях, исторических трудах и легендах описывается. "), а в каких, не говорит, зараза...

ryadovoi_shnur 28 февраля, 2014
Ага, вот кроме этого текста - нигде ничего нет.

Интересно, а кто он?

varma_saransk 5 ноября, 2016
вообще то тут есть четкое указание
боярин Никита Иванович Одоевский, причем указан год.
найти такового по записям наверно несложно.

ryadovoi_shnur 19 декабря, 2016
Хорошо, что эта запись кому-то интересна, спустя два года)

Если что-то найдёте - напишите мне.

Спасибо!

  • 1